— художественная ценность оформления;
— важность содержательной части;
— совершенство технологического процесса и расходных материалов.
Профессиональные компании, предоставляющие полиграфические услуги, придерживаются такого принципа, как целостность образно-смысловой композиции продукта. Иными словами, тиражируемые журналы, фотоальбомы, визитные карточки, рекламные буклеты и листовки должны представлять собой единое произведение, а не набор изображений, текста и декоративных элементов.
Законы человеческого восприятия на службе полиграфиста.
Человек при оценке нового предмета воспринимает его целостную картину (образ), а затем изучает детали. Именно образ формирует первое впечатление от увиденного. Соответственно, если он создан неудачно (вызывает негативные эмоции, оставляет человека равнодушным), то отношение к предмету вообще и его деталям в частности (например, информационной составляющей издания) будет негативным или безразличным. Основатель гештальтпсихологии Курт Левин сформулировал закон фона и фигуры, согласно которому фигуре (основному образу и/или смыслу) для успешного восприятия человеком необходим фон.
Таким образом, следует уделять повышенное внимание созданию гармоничной композиции, состоящей из бэкграунда (форма и размер издания, цветовые гаммы) и основной части, которой обычно становится главное изображение или изображения и смысловая часть (текст). Если речь идет о коммерческой полиграфии (рекламные буклеты и листовки, проспекты, визитные карточки и т.п.), человеческое восприятие работает по закону дедукции, от общего к частному.
Возвращаясь к основам психологии, следует отметить: воздействие образа является первичным и более сильным по сравнению с логическими конструкциями. Проще говоря, фотография счастливого клиента влияет на человека сильнее, чем слова о том, что банк предоставляет самые лучшие условия вкладов.
В качестве вывода надо указать, что композиция полиграфического издания должна строиться вокруг центральной образно-смысловой фигуры. Данная фигура должна решать следующие задачи:
- привлечение внимания клиента
- создание положительного эмоционального заряда
- стимуляция желания ознакомиться с изложенной информацией детально
Творческие постулаты.
Как из частей создать целое?
Для того чтобы полиграфическое издание не напоминало детскую аппликацию (серию деталей, собранных по принципу «больше — лучше»), следует обратиться к законам изобразительного искусства.
Во-первых, автор издания должен иметь цель и понимать, что он хочет выразить при помощи композиции. В таком случае все составные части произведения будут связаны в единое целое. Опытный дизайнер всегда проверяет свой замысел на людях, иначе есть риск создания продукта, который будет целостным лишь для его автора.
Во-вторых, фигура в композиции должна быть выделенной и понятной.С другой стороны, смыслы не должны быть банальными для клиента. Гармоничному выделению фигуры способствует правильно подобранный фон.
В-третьих, композиция должна содержать детали, обеспечивающие взаимосвязь основной фигуры с фоном и способствующие движению внимания зрителя от общего к частному (от основной картины и смыслового посыла — к чтению самого предложения, если речь идёт о рекламной продукции).
Еще одним условием создания удачной композиции является сверка полученного результата с эстетическими ориентирами. Здесь речь идет о художественных способностях конкретного дизайнера, его умении создавать уравновешенное и гармоничное произведение.
В целом следует отметить, что полиграфическое издание рекламного или информационного типа должно отвечать целям заказчика, желающего донести до своих клиентов определенные смыслы. Задача дизайнера — усилить эти посылы с помощью изобразительного искусства, учитывая законы человеческого восприятия. Удачно составленная композиция способна формировать в сознании образы, которые будут работать в течение длительного времени после ознакомления с полиграфической продукцией. Ведь именно этого хочет заказчик, не так ли?